English Arabic Chinese (Simplified) French German Hindi Russian
Please wait while JT SlideShow is loading images...
стихианализжанры
 

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Осень»

PDF Печать Написать письмо
Рейтинг пользователей: / 35
ХудшийЛучший 
Стихи - Анализ
11.07.2011 10:46

Среди лирических произведений зрелого Пушкина выдающееся должность принадлежит «Осени» (1833). По значимости и концентрированности содержания, по новаторству лирической формы, которой уже тесно в своих рамках, «Осень» является одним из результатов стилевой эволюции Пушкина и в то же время программой дальнейшего дороги русской поэзии более чем на сто лет вперед. Следовательно исследовательский интерес к стихотворению никогда не ослабевает.

Для многих пушкинистов обращение к «Осени» связано с общей проблематикой творчества поэта, впрочем существуют и отдельные очерки, и комментарий (главным образом школьный). Б.В. Томашевский и Л.Я. Гинзбург видят в «Осени» стилевую полифонию, емкое и трудное единство: в «стихотворении противоречие между патетическим и условно низким утрачивается совершенно»; «…сфера немалого и превосходного втягивает в себя, пронизывает собой и тем самым преобразует обыденные вещи». В данных суждениях констатируется чуть ли не конечное свойство «Осени»: интенсивное и глубокое взаимопроникновение самых разнородных художественных элементов. Новые исследователи обращаются к отдельным сторонам стихотворения, отмечая эпичность «Осени», детализацию и пластику образов, оксюмороны и пафос седьмой октавы, звукопись и т. п. В плане содержания выделяются описания природы, изображение творческого акта. Определенные из данных вопросов неизбежно возникнут и в настоящей свободной должности, посвященной структурному и жанровому аспектам «Осени».

Своеобычность структуры, жанра и общего смысла «Осени» прекрасно очерчивается на литературном фоне эпохи. Даже без эпиграфа, взятого Пушкиным из описательного стихотворения Державина «Евгению. Жизнь званская» (1807), легко устанавливается перекличка, иногда полемическая, между двумя произведениями. Эпиграф же не лишь только акцентирует тему творчества в «Осени», однако, напоминая всю строфу Державина, освещает содержание пушкинского стихотворения полностью, так как и там и там говорится о человеке и мире, о времени и пространстве:

   Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?

   Мимолетящи суть все времени мечтаньи:

   Проходят годы, дни, рев морь и бурей шум

   И всех зефиров повеваньи.

Сопоставление «Осени» с картиной званской жизни обнаруживает большое количество притяжений и отталкиваний между стихотворениями. Например, мотив спокойного, вольного, широко развернувшегося бытия звучит с самого начала сельской идиллии Державина:

   Зачем же в Петрополь на вольну ехать тяга,

   С пространства в тесноту, с свободы за затворы…

Во время написания «Осени» данный мотив был актуален для Пушкина не лишь только художнически, правда и жизненно. Контраст с городом, хотя, опущен поэтом, хотя он подразумевается всем пафосом стихотворения. В целом содержание «Осени» во многом строится на значимых отсутствиях тех либо других мотивов, и таким путем Пушкин отчасти оспаривает экстенсивную, многословную, композиционно не упорядоченную манеру Державина (протяженность «Жизни званской» – 252 стиха, «Осени» – 89). Снят, в частности, невозможный для Пушкина мотив любования собственным помещичьим хозяйством, занимающий у Державина чрезвычайно огромное число службы. Державин пишет:

   Можно ли сравнять что с вольностью златой,

   С уединением и тишиной на Званке?

Таких слов у Пушкина нет, однако такое настроение наполняет всю «Осень», ибо лишь только внутренняя свобода, нескованность обеспечивают истинное творчество.

Оценка стихотворения А. С. Пушкина «Осень»

Среди лирических произведений зрелого Пушкина выдающееся звание принадлежит «Осени» (1833). По значимости и концентрированности содержания, по новаторству лирической формы, которой уже тесно в своих рамках, «Осень» является одним из следствий стилевой эволюции Пушкина и в то же время программой дальнейшего маршрута русской поэзии более чем на сто лет вперед. В связи с этим исследовательский интерес к стихотворению никогда не ослабевает.

Для многих пушкинистов обращение к «Осени» связано с общей проблематикой творчества поэта, впрочем существуют и отдельные очерки, и комментарий (главным образом школьный). Б.В. Томашевский и Л.Я. Гинзбург видят в «Осени» стилевую полифонию, емкое и трудное единство: в «стихотворении противоречие между патетическим и условно низким утрачивается совершенно»; «…сфера немалого и идеального втягивает в себя, пронизывает собой и тем самым преобразует обыденные вещи». В данных суждениях констатируется чуть ли не окончательное свойство «Осени»: интенсивное и глубокое взаимопроникновение самых разнородных художественных элементов. Свежие исследователи обращаются к отдельным сторонам стихотворения, отмечая эпичность «Осени», детализацию и пластику образов, оксюмороны и пафос седьмой октавы, звукопись и т. п. В плане содержания выделяются описания природы, изображение творческого акта. Определенные из данных вопросов неизбежно возникнут и в настоящей свободному месту, посвященной структурному и жанровому аспектам «Осени».

Своеобычность структуры, жанра и общего смысла «Осени» клево очерчивается на литературном фоне эпохи. Даже без эпиграфа, взятого Пушкиным из описательного стихотворения Державина «Евгению. Жизнь званская» (1807), легко устанавливается перекличка, иногда полемическая, между двумя произведениями. Эпиграф же не всего только акцентирует тему творчества в «Осени», хотя, напоминая всю строфу Державина, освещает содержание пушкинского стихотворения полностью, так как и там и там говорится о человеке и мире, о времени и пространстве:

   Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?

   Мимолетящи суть все времени мечтаньи:

   Проходят годы, дни, рев морь и бурей шум

   И всех зефиров повеваньи.

Сопоставление «Осени» с картиной званской жизни обнаруживает большое количество притяжений и отталкиваний между стихотворениями. Например, мотив спокойного, вольного, широко развернувшегося бытия звучит с самого начала сельской идиллии Державина:

   Зачем же в Петрополь на вольну ехать увлечение,

   С пространства в тесноту, с свободы за затворы…

Во время написания «Осени» данный мотив был актуален для Пушкина не всего лишь художнически, однако и жизненно. Контраст с городом, но, опущен поэтом, хотя он подразумевается всем пафосом стихотворения. В общем содержание «Осени» во многом строится на значимых отсутствиях тех либо других мотивов, и таким путем Пушкин отчасти оспаривает экстенсивную, многословную, композиционно не упорядоченную манеру Державина (протяженность «Жизни званской» – 252 стиха, «Осени» – 89). Снят, а именно, невозможный для Пушкина мотив любования собственным помещичьим хозяйством, занимающий у Державина чрезвычайно большое количество поста. Державин пишет:

   Можно ли сравнять что с вольностью златой,

   С уединением и тишиной на Званке?

Таких слов у Пушкина нет, хотя такое настроение наполняет всю «Осень», ибо только лишь внутренняя свобода, нескованность обеспечивают истинное творчество. Однако, и слова бывали, однако в свежем произведении:

   Уединенье, тишина:

   Вот жизнь Онегина святая…

В настоящее время более результативно сопоставление Пушкина с Баратынским. Оба поэта – современники, правда «Осень» Баратынского (1837) – по максимуму контрастна по решению темы и молниеносно несовместима по структурно-стилевым чертам с «Осенью» Пушкина. «Осень» Баратынского тоже крупное стихотворение (160 стихов), состоящее из десятистрочных строф. Обе «Осени» кажутся эквигениальными. Их роднит философская основа, та «мысль», которую в дальнейшем увидел Баратынский в ненапечатанных стихотворениях Пушкина. Всего лишь у Баратынского «мысль» выступает более откровенно, опираясь на образы, а у Пушкина она абсолютно поглощена нередко художественным развертыванием содержания. Теория Баратынского глубока, однако пушкинская – намного глубже.

Пушкин написал в «Осени» о неисчерпаемой жизни природы, ее круговом движении по временам года, о ритме ее увяданья и расцвета, о ее творческой силе, сосредоточенной в человеке. Человек и природа выступают самостоятельно, однако их самостоятельность никогда не переходит в состояние трагической разорванности, взаимоотчуждения. Лирическому герою Пушкина не нужно «вкушать уничтоженья», с тем чтобы «смешаться с дремлющим миром», как герою тютчевских «Сумерек». Он свободно погружается в творческую дремоту природы, находя у ее корней источники живой воды. Исследователь пишет, что «пробуждение поэзии происходит, когда поэт приподымается над действительностью». С точки зрения понятийной логики это, что и говорить, верно. Правда логика пушкинской образности в «Осени» настойчиво внушает нам, что поэт вовсе не «приподымается», а, напротив, погружается в действительность, как можно больше растворяя себя в ней как личность. И тогда действительность расцветает в его «сладко усыпленном» сознании, тогда порождает, пользуясь воображением поэта, «плоды мечты».



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Facebook:

поэзии тургенев стихотворений размер стиха произведения настроение стихотворения пьесы слова термин поэзия кольцов элегия гимн дактиль бальмонт жуковский батюшков хорей хайку рифмы рифма темы стопа белинский поэт вяземский тютчев текст баллада жанр форм акростих блок размеры автор лирика тютчева мысли поэмы анализ пушкин любовь ударение стихотворение слог рифм творчество жизни лермонтов стихотворении строки сборник строфа стихотворный содержания

Стихи Анализ Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Осень»

Сейчас на сайте


Сейчас 51 гостей онлайн

Лучшие стихи

    Михаил Анчаров. «Песня о России»
    Ты припомни, Россия, Как все это было: Как полжизни ушло У тебя на бои, Как под песни твои Прошагало полмира, Пролетело полвека По рельсам твоим. И сто тысяч надежд И руин раскаленных, И с...

Работа редактором

Соцопрос. Что Вы думаете о поэзии в рекламе и о рекламных слоганах?
 
Стихотворение - чье определение более точное?
 
"Поэзия - удел человека или одаренного или одержимого". Чья это мысль?
 
20-06-2014

На днях на сцене областной филармонии выступил «живой классик», поэт Евгений Евтушенко.Перед началом творческого вечера он встретился с новгородскими журналистами, которых до начала разговора проэкзаменовал, а затем почти четыре часа читал новгородцам свои новые стихи и рассуждал на самые разные тем...
20-06-2014
Читать далее
24-07-2014

Российские звёзды приняли участие в уникальном проекте. Все они, заработавшие известность на эстраде или в кино, театре, политике, выступили в роли чтецов. Связала знаменитостей разных профессий и амплуа - поэзия Вадима Негатурова. Поэта и патриота.Автор материала Любовь ОрловаПодробнее......
24-07-2014
Читать далее
23-05-2014

Молодые поэты демонстрируют свои таланты. Студенты Северо-Осетинского госуниверситета, организовавшие поэтическое кафе, уверены, что любовь и поэзия неотделимы друг от друга. В новом заведении активисты СОГУ и Медицинской Академии провели первое собрание молодых поэтов Владикавказа.Автор материала И...
23-05-2014
Читать далее